Yandex    Rambler    Jumper
    
 Бизнес для Бизнеса : Домены : Зона .РУ : Российская судебная практика : Первые итоги применения обновленного закона о товарных знаках в доменных спорах

Первые итоги применения обновленного закона о товарных знаках в доменных спорах

7.09.2004
Роль домена сопоставима со значением имени для человека или товарного знака для продукта. Хорошо раскрученное доменное имя из виртуального пространства способно приносить реальный доход своему владельцу. А то, что приносит доход, как известно, нередко становится объектом захвата - будь то привычный товарный знак или домен из виртуального пространства.

На сегодняшний день российским законодательством не определено понятие "киберсквоттинг". По сути, киберсквоттеры - это лица (как физические, так и юридические), пытающиеся извлечь выгоду из регистрации доменного имени. Такие лица регистрируют домены, к которым не имеют прямого отношения, с целью их дальнейшей перепродажи. Разумеется, киберсквоттеры тщательно выбирают домены, на которых можно заработать, и регистрируют в первую очередь имена, созвучные с известными товарными знаками или просто общеупотребимые слова, то есть легкие для запоминания домены.

Одно из направлений "деятельности" киберсквоттеров основано на вариантах написания того или иного домена или возможных ошибках в наборе как самого имени, так и в написании домена. Экономический расчет прост - "человеческий" фактор имеет место, и ошибки в наборе суперпосещаемых доменов будут всегда, а значит, и устойчивая посещаемость доменов-двойников, на которых размещена реклама, тоже будет. Реклама, размещаемая на подобных доменах вполне способна окупить затраты киберсквоттера на содержание домена, независимо от того, удастся ли его когда-либо продать или нет. Этот вид деятельности называется тайпсквоттинг.

И, наконец, не так давно появилась еще одна разновидность киберсквоттинга, когда копируются не только названия популярных сайтов, но и их дизайн, а главное, формы сбора пользовательских данных (эти действия подпадают под категорию "недобросовестная конкуренция"). Если же такие киберсквоттеры начинают собирать данные о пользователях, то их действия будут признаны мошенническими, поскольку обычно злоумышленники охотятся за паролями, адресами и номерами кредитных карт пользователей. Если киберсквоттеру удается достаточно похоже клонировать сайт, а пользователь попадется не слишком бдительный, то пароль, а вслед за ним и номер кредитной карты, окажутся в полном распоряжении мошенника.

Надо отметить, что такая разновидность киберсквоттинга в России пока практически не встречается, видимо, по причине недостаточного уровня развития электронной коммерции. Да и вообще, киберсквоттинг - не российское изобретение, это явление пришло к нам с Запада, но довольно основательно "прописалось".

Во времена бума дот-комов некоторые доменные имена продавались за миллионы долларов - например, в конце 1999 года business.com был куплен за $7,5 млн., а loans.com - за $3 млн. в конце 2000 года. Однако бесчисленное множество других доменных имен остались невостребованными, и после краха дот-комов, когда пришло время их перерегистрировать, киберсквоттерам пришлось избавляться от них где-то по $30 за каждый.

Киберсквоттинг в России



Триумфальному шествию сквоттеров в России в какой-то степени способствуют и либеральные правила регистрации доменных имен в зоне RU. Как и в большинстве открытых доменов, в зоне RU действует заявительный порядок регистрации имен. Регистратор не уполномочен производить предварительную проверку заявляемых к регистрации доменных имен на соответствие их каким-либо объектам, в том числе объектам исключительных прав. Выбор имени домена и его использование осуществляет заявитель. Соответственно, риск возможных неблагоприятных последствий, связанных с выбором имени домена и его использованием, несет владелец доменного имени.

В России проблема разрешения споров о доменных именах дошла до этапа судебных разбирательств сравнительно недавно - только в 1999 году. К этому времени при Всемирной организации интеллектуальной собственности было создано несколько арбитражных центров, призванных рассматривать доменные конфликты в зонах общего пользования (на тот момент COM, NET, ORG).

В мировой практике проблема доменных споров решена доскональным описанием всех возможных вариантов регистрации одноименных с товарным знаком доменов. Передача домена правообладателю товарного знака осуществляется только при соблюдении трех основополагающих моментов:
  • доменное имя идентично или сходно до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания;
  • у ответчика нет прав или законных интересов в отношении доменного имени;
  • доменное имя было зарегистрировано и используется в недобросовестных целях.

    Основываясь на отсутствии доказательств последнего пункта, WIPO (Всемирная организация интеллектуальной собственности) зачастую принимает решения в пользу владельца домена, а не владельца товарного знака.

    Борьба за имена



    Первые отечественные иски подавались с требованиями о запрете использовать (регистрировать) имена доменов, содержащие фирменное наименование истцов. Первоначальные попытки предъявлять иск к Российскому НИИ Развития Общественных Сетей (РосНИИРОС), администратору домена RU, заканчивались провалами, что полностью соответствует мировой практике, в соответствии с которой организации, осуществляющие регистрацию доменов, либо не участвуют в спорах о доменных именах, либо привлекаются в качестве третьих лиц. Администраторы национальных доменов не несут в силу своего правового положения ответственности за действия киберсквоттеров. В случае необходимости по ходатайству заинтересованной стороны регистрирующая организация может предоставить суду достоверную информацию о регистрации доменного имени.

    С учетом сказанного, дальнейшие иски заявлялись правообладателями непосредственно к киберсквоттерам. РосНИИРОС, преимущественно, фигурировал в них как третье лицо. Обобщая решения по первым судебным делам, основанным на конфликте "домен - товарный знак", можно сказать, что владельцам товарных знаков, как минимум, удавалось запретить использование доменов, сходных с товарными знаками, а в некоторых случаях истцы не только добились прекращения использования домена, но и получили право на администрирование домена.

    Наметившаяся положительная тенденция вынесения судами решений о запрете ответчикам (киберсквоттерам) использовать доменное имя правообладателя страдала существенным недостатком. Дело в том, что законодательство о товарных знаках (а именно оно было и остается основным подспорьем правообладателей в борьбе за свои домены) предусматривает только возможность запрета использования товарного знака (в том числе в доменном имени), а значит, после вынесения судом решения о запрете одному киберсквоттеру использовать в наименовании домена спорный товарный знак, ничего не препятствует другому зарегистрировать этот домен на себя, еще до того, как это успеет сделать правообладатель, и снова предложить последнему выкупить домен.

    Прекрасно понимая положение правообладателей и законодательную неурегулированность этой проблемы, РосНИИРОС взял инициативу на себя и 10 апреля 2002 года внес изменения в "Регламент и тарифы на услуги по регистрации доменов второго уровня в зоне RU", предоставив правообладателям на основе вынесенного судебного решения возможность в приоритетном порядке зарегистрировать домен на себя.

    Изменения в Регламенте коснулись оснований аннулирования регистрации доменных имен. Эти изменения упростили процедуру исполнения судебных решений для тех лиц, чьи права были признаны нарушенными в судебном порядке в результате использования администратором доменного имени объекта, правами на который обладает истец.

    В новой редакции Регламента регистрация доменного имени аннулируется до истечения срока действия регистрации по вступившему в законную силу решению суда, признающему администрирование домена его администратором нарушением прав истца и/или запрещающему использование в доменном имени обозначения, правами на которое обладает истец. При этом преимущественным правом на регистрацию аннулированного домена обладает лицо, чьи права суд признал нарушенными. Для реализации преимущественного права указанное лицо обязано направить в РосНИИРОС письменное заявление о регистрации доменного имени в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня аннулирования регистрации. Другое существенное изменение, затрагивающее рассматриваемую проблему, - внесенные в конце декабря 2002 года поправки в Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров".

    В новой редакции закона пункт, посвященный нарушениям прав правообладателя ТЗ, выглядит так: "Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения: в сети интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации".

    Подводя итоги



    По данным пресс-службы Регионального Сетевого Информационного Центра (RU-CENTER), начиная с момента внесения поправок в закон о товарных знаках в российских судах было вынесено решение по 27-ми делам, связанным с доменными спорами, еще 16 дел находятся в стадии рассмотрения. Абсолютным лидером по числу рассматриваемых доменных дел является Арбитражный суд Москвы. Единичны случаи рассмотрения подобных дел в региональных арбитражных судах. В последнее время из-за участия в спорах физических лиц была нарушена монополия арбитражных судов и дела о доменах начали рассматриваться судами общей юрисдикции, преимущественно московскими. На момент подготовки материала в судах общей юрисдикции на рассмотрении находилось 6 дел: 5 - в Москве и 1 - в регионе. Мировые соглашения по доменным спорам заключаются крайне редко - известны только два таких случая.

    К сожалению, новая редакция закона, на который судьи опираются при вынесении вердикта, сохранила отдельные недостатки прежнего текста. Подобная редакция "оставляет за бортом" все иные (не менее достойные охраны) средства индивидуализации физических и юридических лиц. Почему, например, ЗАО "Иванов" (с одноименным товарным знаком) имеет больше оснований владеть доменом ivanov.ru, чем человек с той же фамилией? По словам юристов RU-CENTER, в России не существует судебной практики разрешения споров об использовании фамилий в доменных именах. Фамилия и имя товарным знаком не являются, по крайней мере, до тех пор, пока они не зарегистрированы в таком качестве. Обладатель фамилии может предъявить претензии владельцу соответствующего домена только в том случае, если на сайте появляется информация, нарушающая права того или иного лица. Строго говоря, эта проблема характерна для всего интернет-сообщества. Так, только регистрация имени в качестве товарного знака позволила всемирноизвестным актрисе Джулии Робертс, певицам Мадонне и Селин Дион отсудить "свое" доменное имя.

    // RU-Center