Yandex    Rambler    Jumper
    
 Бизнес для Бизнеса : Домены : Зона .РУ : Российская судебная практика : Противоположно до степени смешения

Противоположно до степени смешения

1.03.2005

27 января 2005 г. Арбитражный суд Москвы, рассмотрев иск НП "Гильдия свадебных салонов", к ответчику ЗАО "Агентство информации и рекламы "ЗАГС-ИНФО" вынес решение о запрете использования последним товарного знака SVADBA в сети Интернет, в частности, в доменном имени svadba.ru и в адресе электронной почты, а также удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика денежной компенсации за незаконное использование товарного знака.

НП "Гильдия свадебных салонов" является владельцем словесного товарного знака SVADBA, зарегистрированного в отношении услуг 38-ого класса МКТУ: передача сообщений и изображений с использованием средств вычислительной техники; связь с использованием компьютерных терминалов; электронная почта.

В ходе судебного заседания суд изучил представленный истцом протокол осмотра вещественных доказательств, в качестве которых выступили сайт ответчика в сети Интернет и CD-диск, являющийся приложением к "Путеводителю "Молодожены Москвы", изготавливаемый и распространяемый ответчиком. Анализ содержания информации, помещенной на сайте http://svadba.ru, по мнению суда свидетельствует, что ответчик использует сайт для размещения в электронном виде информации об услугах, оказываемых гражданам, вступающим в брак. Связь с лицами, установил суд, предлагающими товары и услуги, может осуществляться как по телефону, так и с использованием компьютерных терминалов через Интернет, например, с помощью электронной почты. На сайте по адресу http://svadba.ru размещен каталог интернет-магазинов, предлагающих товары и услуги для молодоженов. По мнению суда, ответчик незаконно использует в доменном имени обозначение SVADBA, зарегистрированное истцом в качестве товарного знака по 38-ому классу МКТУ, так как истец оказывает аналогичные услуги. Использование ответчиком в доменном имени товарного знака SVADBA, принадлежащего "Гильдии свадебных салонов", считает суд, причиняет последней убытки. На основании положений Закона о товарных знаках и Парижской конвенции по охране промышленной собственности суд удовлетворил требования истца.

Двумя днями ранее, Арбитражный суд г. Москвы рассмотрел другой доменный спор, в котором в качестве ответчика выступало то же ЗАО "Агентство информации и рекламы "ЗАГС-ИНФО". Истцом в этом деле выступило ЗАО "Агентство прямого маркетинга "ЗАГС-ИНФО", предметом спора являлось доменное имя zagsinfo.ru. Требования истца в этом споре были аналогичны требованиями истца в отношении доменного имени svadba.ru. Истец требовал запретить ответчику использовать товарный знак ZAGSINFO в сети Интернет , зарегистрированный в отношении услуг 38-ого класса МКТУ, а также взыскать денежную компенсацию.

Однако, решение суда по этому делу оказалось прямо противоположным описанному выше. Почему? Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту решения суда и комментариям юристов РосНИИРОС, участвовавших в деле в качестве третьего лица.

Ответчик иск не признал, так как является владельцем товарного знака ЗАГСИНФО в отношении 16, 35, 41 и 42 классов МКТУ. На момент рассмотрения дела по существу, истец являлся владельцем товарного знака ZAGSINFO, зарегистрированного в отношении услуг 38-го класса МКТУ. По мнению истца, его право на товарный знак в отношении услуг 38 класса МКТУ (связь) дает ему право запретить использование в сходном доменном имени принадлежащий истцу товарный знак.

Следует отметить, что суд прислушался к позиции РоСНИИРОС, которая основывалась на нормах закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". По мнению представителей РосНИИРОС , требования истца не основываются на законе, так как ответчик не использует доменное имя zagsinfo.ru для размещения информации об оказании услуг по передаче сообщений и изображений с использованием средств вычислительной техники; услуг связи с использованием компьютерных терминалов; услуг электронной почты, в том числе в качестве доменного имени и адреса электронной почты (услуги, перечисленные в 38 классе МКТУ). Сам факт регистрации доменного имени не сопряжен с оказанием каких-либо услуг 38-го класса.

Суд, вынося решение, не согласился с доводами истца о том, "что при использовании в сети Интернет ответчиком обозначения, сходного с товарным знаком истца по 38-ому классу МКТУ ответчиком нарушаются требования Закона "О товарных знаках...". Анализируя информацию, представленную на сайтах ответчика, отраженную в протоколе осмотра вещественных доказательств, суд пришел к выводу, что на сайтах не предлагаются услуги по 38-ому классу МКТУ. Все предлагаемые услуги связаны с организацией и обслуживанием свадеб, то есть относятся к 42-ому классу МКТУ. Услуги 38-ого и 42-ого классов не являются однородными, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований и применении ст. ст. 4, 46 Закона " О товарных знаках…" нет". Таким образом, суд в иске ЗАО "Агентство прямого маркетинга "ЗАГС-ИНФО" к ЗАО "Агентство информации и рекламы "ЗАГС-ИНФО" отказал.

Итак, в одном деле суд признал незаконным использование в доменном имени обозначение SVADBA, зарегистрированное истцом в качестве товарного знака по 38-ому классу МКТУ, а в другом пришел к выводу, что на сайтах ответчика услуги по 38-ому классу МКТУ вовсе не предлагаются. Ответчик в обоих делах один и тот же, обстоятельства дела несколько различны, но тоже весьма близки по смыслу, по крайней мере, на первый взгляд. Почему же совершенно противоположны вынесенные разными судьями одного и того же суда решения?

Этот вопрос мы адресовали адвокату МГКА, представляющему интересы РосНИИРОС, Елене Герцевой. Ее подробный комментарий мы приводим дословно:

Мне лично, решение относительно доменного имени ZAGSINFO.RU представляется более обоснованным. Закон "О товарных знаках…" признает нарушением прав владельца товарного знака использование лицом идентичного или сходного обозначения, в отношении ОДНОРОДНЫХ товаров и услуг, в том числе, в доменном имени. Иными словами, при анализе действий ответчика в связи с использованием им сходного с товарным знаком доменного имени следует исходить из того, предлагаются ли ответчиком к продаже услуги или товары, идентичные или однородные товарам и услугам правообладателя.

В случае с доменом ZAGSINFO.RU суд посчитал, что ответчик не предлагает товаров и услуг, входящих в 38 класс МКТУ, по которому охраняется знак истца, что очевидно из обстоятельств дела. Ответчик предлагает совсем другие услуги – относящиеся к 42 классу. Услуги ответчика и истца не являются однородными, поэтому, считаю, что решение суда действительно основано на п.2 ст. 4 закона "О товарных знаках.."

Относительно решения по доменному имени SVADBA.RU можно сказать, что суд посчитал, что такие действия ответчика как "использование сайта для размещения в электронном виде информации об услугах , связь с лицами, предлагающими товары и услуги по телефону и с использованием компьютерных терминалов через Интернет и с помощью электронной почты" являются использованием услуг 38 класса. На этом основании суд признает действия ответчика нарушением прав истца. Нарушением, на мой взгляд, можно признать действия владельца домена, не "использующего услуги 38 класса" при оказании собственных услуг, а предлагающего такие услуги другим лицам. Исходя из логики этого решения, все администраторы доменов нарушают права владельцев сходных с доменными именами товарных знаков, зарегистрированных по 38 классу, так как все используют услуги связи.

Ответ на заданный вопрос – судебная практика по доменным спорам только формируется, иногда решения бывают противоположными, но у сторон всегда есть возможность добиваться признания своей позиции в вышестоящих инстанциях".


// RU-Center